Выпускник юридического факультета Хабаровской академии экономики и права Андрей Александрович Власов пришел в судебную систему из прокуратуры. Семь лет работал судьей Комсомольского районного суда, два года — судьей Хабаровского краевого суда. С февраля 2009 года — председатель Краснофлотского районного суда Хабаровска. В мае 2011 года избран председателем Совета судей края — общественной организации, которая представляет интересы судейского сообщества.
— Вы работаете в судебной системе десять с лишним лет — срок достаточный, чтобы говорить, как было и как стало, хотя судебная ветвь власти не столь склонна к кардинальным переменам, как исполнительная и представительная ветви.
— В 2001 году был введен институт мировых судей, и это имело прямое отношение к деятельности районных судов. По крайней мере нагрузка на судью, которая измеряется количеством рассмотренных дел за месяц, стала более-менее соответствовать нормативной. Правда, так было недолго. Число дел, поступивших и рассмотренных, стремительно росло повсеместно, в том числе у мировых судей и в районных судах. С одной стороны, это свидетельствует о повышении авторитета судебной системы в целом, переменах в правосознании граждан, которые понимают, что только судебная власть может реально защитить их права. С другой стороны, хроническая перегруженность судопроизводства разве не подтверждение того, что другие ветви власти и государственные институты не уделяют должного внимания нуждам граждан?
Историческая параллель напрашивается сама собой: раньше люди зачастую обращались в партийные органы, теперь они идут в суд. Примечательные цифры были озвучены на состоявшейся в марте конференции судей Хабаровского края. В последние пять лет количество уголовных дел остается по большому счету неизменным. Гражданских дел прибавилось в два раза, дел и материалов об административных правонарушениях — в полтора раза.
— Выходит, что милиция, преобразованная в полицию, на вверенном правовом поле порядок в принципе обеспечивает. Но когда люди обращаются в суд, потому что у них не греют батареи или течет крыша, значит, муниципальная власть закрывает глаза на бездеятельность управляющих компаний, с которыми она заключила договор на обслуживание жилмассивов.
— Показательный пример: прокурор Краснофлотского района, руководствуясь статьей 45 Гражданско-процессуального кодекса, которая дает ему право на защиту законных интересов граждан, обратился в суд. Ответчик — ООО «Северный округ». Это управляющая компания, и она, как показала прокурорская проверка, не предоставила информацию о тарифах, размерах и перечне услуг жильцам дома №5 квартала Энергетик в поселке Березовка, который входит в Краснофлотский район. Жилищное законодательство обязывает информировать собственников и нанимателей квартир, управляющая компания игнорирует эту норму, на что не обращают внимания ни комитет по управлению Северным округом, ни администрация города, хотя располагают штатом чиновников, контролирующих деятельность управляющих компаний. Только после вмешательства прокуратуры и суда ООО «Северный округ» перестало скрывать информацию. Не слишком ли это накладно для государства, когда надзорный орган и судебная инстанция добиваются обнародования простейших сведений?
— Обращения жителей края в газету «Приамурские ведомости» подталкивают к обескураживающему выводу. Далеко не всегда учитываются пожелания простого человека, куда чаще его воспринимают как сутяжника.
— Есть люди, склонные к написанию жалоб. Они интересуются судебной практикой. Их манера объясняться, внешний вид порой настораживают, но главное не в этом, а в объективности изложенного в заявлении. Мне запомнился гражданин из села Хурба, который неоднократно обращался в Комсомольский районный суд. Мы поддержали его в споре с энергетиками, которые незаконно ограничили электроснабжение. Прав он был, когда предъявил иск телефонной компании. А после его обращения к нам муниципальное пассажирское АТП перестало злоупотреблять экспресс-маршрутами и восстановило посадку-высадку пассажиров на всех остановках. Такие, по определению Василия Шукшина, чудики подстегивают исполнительную власть и хозяйствующие субъекты.
— Вернемся к ООО «Северный округ», которое возглавляет Владимир Крахин, кстати, жилкомхозовский кадр с опытом. Как добиться, чтобы такие руководители, как он, не игнорировали законодательство, откликались на запросы граждан своевременно и в полной мере?
— На конференции судей края председателем Хабаровского краевого суда Сергеем Ивановичем Братенковым было подано предложение об изменении подхода в предоставлении гражданам права использовать процедуру досудебного урегулирования споров. Речь о том, чтобы при последующем обращении в суд они могли требовать компенсацию морального вреда. Имеются в виду должностные лица, к которым обращаются граждане, однако получают необоснованный отказ, что находит подтверждение в ходе последующего разбирательства в суде. Так, в прошлом году было множество дел о приватизации жилплощади в муниципальных общежитиях. Законодательство в данном случае однозначно защищает интересы граждан, однако чиновники мэрии и подведомственных ей организаций направляли людей в суд, вместо того чтобы самим принимать решение в соответствии с нормативными актами.
Необоснованная волокита имеет место при регистрации земельных участков, перепланировке жилых помещений. Почему суд должен запрашивать документы, исследовать ситуацию с привлечением специалистов — в общем, делать то, что изначально обязаны делать исполнительная власть и хозяйствующие субъекты? Создается впечатление, что отдельные должностные лица осознанно перекладывают на суд выполнение своих прямых обязанностей.
Судейское сообщество края полагает: если право гражданина на урегулирование спора в досудебном порядке нарушено, размер компенсации понесенного им морального вреда увеличивается кратно и определяется законодательно. Когда должностное лицо будет знать, что неправомерный отказ чреват опустошением его собственного кармана, рассмотрение дел по существу органами исполнительной власти и субъектами хозяйствования ускорится.
— Но это предложение, которое когда еще воплотится в норму…
— Вот другой аргумент, не требующий законодательного оформления и понятный любому. С начала текущего года Краснофлотским районным судом удовлетворено 88 процентов заявленных требований. Проще говоря, девять из десяти рассмотренных дел завершаются не в пользу ответчика. Истцы из числа граждан сегодня и сами знают закон, и привлекают для отстаивания своих интересов грамотных юристов. Судебная статистика заставляет призадуматься: либо должностные лица без вмешательства суда исполняют обоснованные требования, либо к этому их принуждает суд.
Михаил Карпач