Управления Правительства края по обеспечению деятельности мировых судей и государственных нотариусов как самостоятельное подразделение было образовано 28 августа 2006 года. В этом году управление продолжало работать по исполнению действующего законодательства, закона о мировых судьях, а также краевых законов и нормативных актов Губернатора края.
В целях совершенствования некоторых документов нами было подготовлено в этом году и утверждено губернатором 7 документов, наиболее значимые из них - постановление правительства Хабаровского края о внесении изменений в структуру аппарата мировых судей. Распоряжение Губернатора о внесении изменений в предельную штатную численность аппарата Правительства края, постановление Губернатора о внесении в штатное расписание должностей заведующих хозяйством.
Кроме того, был разработан и принят ряд локальных нормативных актов, которые были утверждены моим приказом. Их было 12. Наиболее значимые из них: Квалификационные требования к необходимым знаниям и навыкам для исполнения должностных обязанностей государственными гражданскими служащими Хабаровского края. Положение о комиссии для размещения заказов, поставку товаров и оказание услуг управлению. Положение о премировании и выплате материальной помощи. Инструкция по делопроизводству на судебных участках и ряд других.
В марте-октябре проведены квалификационные экзамены с целью присвоения классных чинов государственной гражданской службы работникам управления и аппарата мировых судей. Квалификационный экзамен сдали 142 гражданских служащих, из них 59 помощников мировых судей, 29 секретарей судебных заседаний. Всем государственным гражданским служащим, успешно сдавшим квалификационный экзамен, присвоены классные чины.
По результатам проведенной в апреле аттестации 27 гражданских служащих признаны соответствующими занимаемой должности, 1 - не соответствующим (г.Комсомольск-на-Амуре).
В целях совершенствования работы по подбору и расстановке кадров нами был проведен конкурс по формированию кадрового резерва. Кадровый резерв мировых судей был сформирован в составе 39 человек. Формирование кадрового резерва позволило нам оперативно решать вопросы по заполнению вакансий (секретари, помощники).
Ведение делопроизводства на судебных участках осуществлялось в соответствии с инструкцией по делопроизводству. Вопросы соблюдения производственной дисциплины и служебной этики государственными гражданскими служащими требованиям должностных регламентов находились под постоянным контролем управления.
В 2007 году в управление поступило 28 жалоб и обращений, из них 17 на работников аппарата судебных участков, 3 - на действия мировых судей, 6 - по вопросам работы судебных участков.
По результатам проведения служебных проверок 6 работников аппарата мировых судей были привлечены к дисциплинарной ответственности.
На 1 января 2008 года общая численность работников судебных участков, включая обслуживающий персонал, составляет 329 человек, из них гражданских служащих 251. В 2007 году было уволено 78 работников, из них гражданских служащих 51. Уволенных по отрицательным мотивам нет. Принято на работу за 2007 год 83 человека, из них лиц, государственных гражданских служащих 51. На 1 января имелось 7 вакантных должностей, из них 5 - государственных гражданских служащих (в основном - по северным районам).
Сметой расходов на 2007 год по аппаратам мировых судей было запланировано 128,5 млн. руб., фактическое финансирование составило 127 млн. руб. (около 99%).
В 2007 году проведены плановые инвентаризации на всех судебных участках.
Обстановка на судебных участках в минувшем году оставалась довольно сложной. Мировыми судьями было рассмотрено уголовных, гражданских и административных дел 178,3 тыс., это на 28 тыс. больше, чем в 2006 году. Это около 80% от общего количества дел, рассмотренных во всех судах края. Основной категорией дел являются иски жилищно-коммунальных органов, налоговых и других контролирующих органов, а также иски граждан по различным невыплатам (заработная плата, пенсии) и споры имущественного характера.
Наибольшую озабоченность вызывают Верхнебуреинский, Николаевский-на-Амуре и Солнечный районы края, Железнодорожный и Кировский районы г. Хабаровска, Ленинский и Центральный районы г. Комсомольска-на-Амуре. Нагрузка в этих районах очень высока. Неплатежеспособность население, частое банкротство предприятий, предоставляющих жилищно-коммунальные услуги, в совокупности создали ситуацию, когда судебные участки буквально завалены исками, в отдельные дни рассматривалось по 50 гражданских дел.
Огромная загруженность мировых судей и аппарата отрицательно влияет на морально-психологическую обстановку на судебных участках и в целом на качество отправления правосудия. Наметилась тенденция увольнения по собственному желанию работников аппарата в период прохождения испытательного срока. Люди не выдерживают нагрузки. Только в 2007 году по этим основаниям уволилось 46 человек.
Управлением принимаются определенные меры по стабилизации ситуации на судебных участках, оптимизации и снижения нагрузки на мировых судей и работников аппарата. Так, в 2007 году все сотрудники аппарата были полностью обеспечены компьютерной и другой оргтехникой, продолжался монтаж локальных компьютерных сетей в помещениях судебных участков, для отправки почтовой корреспонденции приобретены франкировальные машины.
Начаты работы по информатизации судебных участков. На некоторых из них установлены программы автоматизации делопроизводства и судебной статистики.
Отремонтированы помещения судебных участков Верхнебуреинского, Тугуро-Чумиканского районов, Центрального района г. Хабаровска.
Правительством края совместно с Законодательной думой и краевым судом принимались и другие организационные меры. В мае 2007 года подготовлен и направлен в Государственную думу проект федерального закона об увеличении в Хабаровском крае количества судебных участков. Принятие закона от нас ни коей степени не зависит.
Уменьшение нагрузки на мировых судей и их аппарат в совокупности с созданием условий для отправления правосудия возможно за счет увеличения на 10 единиц количества судебных участков, использования новых информационных технологий, интеграции мировой юстиции в единое информационное пространство судебной системы. Но тут возникает один вопрос. Управление в прошлом году начало закупать программный продукт компании «Крок». В этом году ситуация изменилась. Я прошу как-то увязывать действия, потому что мы тоже проводим торги, заключаем контракты и не можем отказаться от их исполнения в силу юридических обстоятельств.
Обеспечение судебных участков необходимыми и достаточными техническими средствами, организация комфортных рабочих мест, внедрение передового положительного опыта организации судопроизводства, обучение и повышение квалификации мировых судей, а также повышение статуса должности помощника мирового судьи с ведущего специалиста до главного специалиста и должности секретаря судебного заседания со специалиста II категории до специалиста I категории, стали бы реальными мерами для стабилизации ситуации, но денег для этого нет. Целесообразно было бы за счет перераспределения средств бюджета решить вопрос об увеличении численности аппарата мировых судей.
Хотелось бы остановиться еще на нескольких, существующих на сегодняшний день проблемных вопросах.
Есть предложение на объединенных судебных участках (предварительный разговор об этом у нас уже был) ввести должности старших мировых судей. Без этого на судебных участках Железнодорожного района, Индустриального, и ряде других обеспечить решение вопросов организационного и технического обеспечения очень сложно. Я думаю, это не потребует больших финансовых затрат даже с учетом какой-то доплаты.
Так же я хотел бы призвать мировых судей, которые находятся сегодня здесь, на конференции, быть хозяевами своих судебных участков. Многие полностью возложили вопросы организационные и хозяйственные на помощников мировых судей и совершенно в них не вникают. Нормы расхода канцелярских товаров и принадлежностей совершенно не контролируются. Для примера: у нас самый загруженный участок по количеству рассмотренных дел - 5-й Железнодорожного района, мировой судья Калицкий. В прошлом году им было потрачено 55 пачек бумаги. При этом на 54-м участке, где рассмотрено всего 130 дел, было потрачено тоже количество бумаги. Это означает, что она расходуется не рационально, и мы не можем высвободить средства, чтобы улучшить какие-то другие позиции.
Кроме того, как уже говорилось, считаю целесообразным создать рабочую группу и проработать вопрос с дежурствами мировых судей в выходные и праздничные дни. В программе развития судебной системы был заложен такой пункт - «пересмотреть подсудность». Ее и пересмотрели. Приняли в июле закон, который вступил в силу с 1-го февраля и фактически возлагает решение по штрафам и административным арестам на мировых судей. Практически, на сегодняшний день мировые судьи не отдыхают. Они полностью привязаны к судебному участку, все их конституционные права на отдых нарушаются. Проблема еще и в том, что нет в районах единообразного подхода к решению проблемы.
На сегодняшний день у нас все судебные участки находятся в более или менее надлежащих помещениях, за исключением Железнодорожного района. Работаем с министерством имущественных отношений, главами администрации районов. Думаю, в этом году мы сможем решить положительно вопрос по зданию для судебных участков Железнодорожного района.
Также необходимо решить вопрос о переносе судебного участка из поселка Нелькан в поселок Аян. Сегодня в Нелькане практически никакой экономики не осталось, все предприятия или стали банкротами, или ликвидированы, все ответчики находятся в Аяне. В прошлом году на командировки судьи (проезд, проживание) управлением было потрачено около 500 тыс. руб. Это значительные средства, которым можно найти другое применение.
Остаются проблемные вопросы с перевозками, но мировые судьи уходят от их решения. Средства в бюджете закладываются по перемещениям в городах, районах, где есть перевозчики. У нас проведены конкурсы и заключены договоры по г.г. Хабаровску и Комсомольску-на-Амуре, Николаевску-на-Амуре и пос. Ванино.
Я бы попросил мировых судей участвовать в решении этих вопросов.
Благодарю за внимание.