Уважаемые коллеги!
Наша конференция пришлась между двумя праздниками - Днем защитника отечества и Международным женским днем - так что разрешите поздравить, как говорится, «каждого со своим», и пожелать крепко здоровья и успехов в работе...
Минувший год для управления Судебного департамента в Хабаровском крае был годом последовательно проводимой работы по практической реализации положений Судебной реформы, последовательного претворения в жизнь положений программы развития судебной системы.
В целом основные задачи по организационно-правовому, финансовому, кадровому и материально-техническому обеспечению деятельности судов были решены успешно.
Для начала, несколько слов об освоении бюджетных средств.
Согласно смете расходов на 2007 год на финансирование районных (городских) судов, гарнизонных военных судов, мировых судей, органов судейского сообщества и управления Судебного департамента в Хабаровском крае предусмотрены бюджетные ассигнования на сумму около одного миллиарда рублей. По сравнению с 2006 годом произошло увеличение объема принятых бюджетных обязательств на 33%.
В соответствии с установленными лимитами освоено 99,86% бюджетных ассигнований. Остаток неисполненных сметных назначений составил около 600 тысяч рублей. Около 90% неосвоенных бюджетных средств приходится на единый социальный налог.
В целях повышения социальной защищенности работников аппарата федеральных судов общей юрисдикции были разработаны и согласованы с Советом судей Хабаровского края предложения по увеличению лимитов бюджетных обязательств на материальное стимулирование работников аппаратов судов за счет экономии по другим статьям расходов. По статьям, финансирование которых производится по фактическим расходам (выплата выходного пособия судьям, оплата труда привлекаемых лиц, возмещение процессуальных издержек, проезд в отпуск и т.д.) дополнительное финансирование составило около 100 миллионов рублей.
Привлечение дополнительного финансирования, а также текущие перераспределения бюджетных ассигнований способствовали снижению кредиторской задолженности по оплате процессуальных издержек, а также улучшению материального обеспечения деятельности судов.
Расходы на оплату услуг и поставок товарно-материальных ценностей производятся строго в соответствии с заключенными договорами. Ежемесячно с поставщиками товаров и услуг производятся взаимные сверки расчетов с целью недопущения образования необоснованных задолженностей.
В целях более рационального использования бюджетных средств разработаны лимиты на расходование горюче-смазочных материалов.
Цели, которые ставятся в сфере организации оплаты труда, направлены на своевременную выплату денежного содержания, заработной платы в соответствии с установленными системами оплаты труда. Особенно актуально соблюдение сроков выплаты денежных средств при уходе в отпуск, поскольку многие судьи и работники аппарата судов северных районов проводят отпуск с выездом.
На постоянной основе осуществлялся контроль и анализ финансовой дисциплины в судах и Управлении.
Говоря о финансах, хотелось бы обратить внимание присутствующих на необходимость более хозяйского, рационального подхода к расходованию бюджетных средств в условиях ограниченного финансирования.
Так, сотрудниками Управления был установлен факт, когда адвокатом, привлеченным в процесс в порядке ст. 50 ГПК РФ, были предъявлены к оплате определения, из существа которых следовало, что в течение одного рабочего дня он принял участие в 47 судебных заседаниях. Подобный факт не был единичным. В Хабаровский краевой суд Управлением в порядке надзора было обжаловано более 100 Постановлений об оплате труда адвоката. По упомянутому выше факту Управлением было направлено соответствующее представление в Адвокатскую палату Хабаровского края, и полномочия адвоката были прекращены. Можно привести и другие примеры.
В отчетном периоде много сделано для дальнейшего развития материально-технического обеспечения судов. В отчетном периоде затраты по этому направлению составили порядка 19 миллионов рублей.
Для нужд судов приобретено 10 копировально-множительных аппаратов, 137 комплектов мебели, 68 компьютеров и 6 серверов.
Укомплектованы и отправлены грузы в Николаевский-на-Амуре, Советско-Гаванский и Бикинский городские и Охотский, П.Осипенко, Ванинский, Верхнебуреинский, Комсомольский, Вяземский, Тугуро-Чумиканский и Аяно-Майский районные суды.
Организован северный завоз топлива для Тугуро-Чумиканского, Охотского и Аяно-Майского районных судов. Проведен ежегодный технический осмотр 25 единиц автотранспорта судов.
На сегодняшний день во многих судах ощущается острая необходимость в дополнительных служебных помещениях, многие занимаемые судами здания нуждаются в серьезном ремонте.
В отчетном периоде по капитальному и текущему ремонту, а также на эксплуатационные нужды освоено около 50 миллионов рублей.
Ведутся работы по комплексному капитальному ремонту Комсомольского-на-Амуре Дома правосудия (Центральный районный суд г. Комсомольска-на-Амуре и Комсомольский районные суды), Ванинского и Верхнебуреинского районных судов, по которым в 2007 году освоено в общей сложности около 40 миллионов рублей.
Текущим ремонтом были охвачены Индустриальный, Центральный и Железнодорожный районные суды г. Хабаровска, суды районов им. П. Осипенко и им. Лазо, Хабаровский и Нанайский районные суды, Амурский и Советско-Гаванский городские суды, а также Комсомольский-на-Амуре гарнизонный военный суд.
Оперативно выполнены работы по ремонту кровли здания суда района им. П. Осипенко, пострадавшей в результате стихийного бедствия.
Для последующей разработки проектной документации по комплексному капитальному ремонту проведено обследование технического состояния зданий Амурского и Николаевского-на-Амуре городских судов, а также Солнечного районного суда.
В соответствии с государственным контрактом проводилось плановое техническое обслуживание охранно-пожарной сигнализации, систем видеонаблюдения и контроля доступа.
Определенные сложности в работе по обозначенным направлением напрямую сопряжены с изменениями, внесенными в антимонопольное законодательство в 2006-2007 г.г. Установленный порядок проведения конкурсов на поставку товаров, выполнение работ и услуг, в подавляющем большинстве случаев определяющий цену лота в качестве основного критерия оценки конкурсной заявки, нередко приводит к тому, что конкурсы выигрывают случайные организации, не располагающие возможностями, необходимыми для качественного и своевременного исполнения обязательств, принятых по государственному контракту.
Так, было сорвано выполнение государственного контракта на ремонт здания Ванинского районного суда. Аналогичная ситуация возникла и в Индустриальном районном суде г. Хабаровска.
При этом положение довольно сложно было нормализовать и через механизм расторжения контракта, так как установленный действующим законодательством порядок реализации этой процедуры носит весьма длительный характер.
Таким образом, возникает ситуация, когда формальное соблюдение действующих норм права ставит под вопрос полноту и своевременность освоения бюджетных средств.
В Управлении были приняты определенные меры для недопущения подобных явлениий в текущем году, насколько же они эффективны - покажет время.
В целях совершенствования обеспечения безопасности судебной деятельности в Хабаровском крае все 100% судов обеспечены стационарными и ручными (портативными) металлообнаружителями.
Отдельные суды (Индустриальный районный суд и все гарнизонные военные суды) имеют по 2 ручных металлообнаружителя.
Системой охранно-пожарной сигнализации оборудовано 22 здания судов. Установке охранно-пожарной сигнализации предшествовало проведенных мероприятий по обеспечению технической укрепленности зданий и помещений судов.
В перспективе планируется дооснащение зданий судов, находящихся в зоне действия вневедомственной охраны, тревожными кнопками для вызова наряда вневедомственной охраны. Кроме того, рассматривает вопрос о возможности сдачи зданий судов, оснащенных охранно-пожарной сигнализации, на пульт вневедомственной охраны в автоматическом режиме. Решается вопрос о монтаже систем видеонаблюдения в 3-х зданиях судов.
Регулярно проводятся занятия по отработке действий приставов в случае срабатываний пожарной и охранной сигнализаций. Отрабатываются действия при захвате заложников, нападении на работников суда, применении отравляющих веществ, оставлении подозрительных предметов в здании суда.
В 2007 году в рамках принятого Соглашения проведено 88 совместных занятий-учений, в ходе которых отрабатывались различные нештатные ситуации, в том числе попытка проноса в здание суда холодного оружия, попытка нападения на судью в зале судебного заседания, попытка нападения на здание суда.
Своевременное проведение комплекса организационных и технических мероприятий в совокупности с организацией необходимой практической помощи на местах позволило значительно повысить уровень безопасности судов, и в целом обеспечение безопасности судов в Хабаровском крае находиться на должном уровне.
Кратко остановлюсь на вопросах кадрового обеспечения.
По состоянию на конец отчетного периода в Управлении имелось 4 вакантные должности: администратор Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре, администратор Хабаровского гарнизонного военного суда, администратор Краснореченского гарнизонного военного суда и главный специалист общего отдела. В районных (городских) и гарнизонных военных судах имелось 6 вакантных должностей работников аппарата. К настоящему времени вопрос практически олностью решен.
Текучесть кадров государственных служащих в Управлении в 2007 году составила 19%, в аппарате районных (городских) судов - 9%.
На вакантные должности в Управлении и районных (городских) судах имеются кандидаты из числа резерва государственных гражданских служащих, которые рассматриваются на конкурсной основе.
В декабре 2007 года классные чины, имеющиеся у работников Управления и судов, приказами начальника Управления и председателей судов приведены в соответствие с Указом Президента.
Состав, задачи и направления работы аттестационных комиссий определены в приказах начальника Управления и председателей судов. В течение минувшего года аттестованы 21 работник Управления и 6 администраторов районных судов. В районных (городских) судах аттестовано 323 государственных гражданских служащих. Из числа прошедших аттестацию работников Управления и аппаратов судов лиц, не соответствующих должностному предназначению, нет. Сроки проведения аттестаций не нарушались.
Значительная работа проделана Управлением по решению вопросов социальной защиты судей и работников аппарата судов.
Организация медицинского обслуживания судей и членов их семей в 2007 году осуществлялась страховой компанией ОАО «РОСНО» в рамках государственного контракта, заключенного Судебным департаментом.
В отчетном периоде санаторно-курортными путевками были обеспечены 20% действующих судей и 30% судей, находящихся в отставке.
В детские санатории было направлено более 100 детей из семей судей и работников аппарата судов. Общая сумма средств, затраченных на приобретение детских путевок в санатории с привлечением средств Фонда социального страхования, за отчетный период составила порядка 12 миллионов рублей.
В 2007 году было проведено 12 заседаний комиссий по назначению судьям ежемесячного пожизненного содержания, на которых было рассмотрено и удовлетворено 51 поступившее от судей заявление.
Говоря об обеспечении деятельности судебной системы нельзя не остановиться на вопросах, связанных с деятельностью администраторов судов.
Институт администратора суда по смыслу правового статуса, определенного законом, является основным связующим звеном между федеральными судами общей юрисдикции и системой Судебного департамента и реализует на практике одну главную задачу - освобождение председателей судов от выполнения несвойственных им функций, не имеющих непосредственного отношения к сфере осуществления правосудия.
В отчетном периоде Управлением регулярно проводился анализ деятельности администраторов районных (городских) судов Хабаровского края на основе представленных ими ежеквартальных планов работы и отчетов об их выполнении. Данные аналитических обзоров доведены до сведения, как самих администраторов, так и работников аппаратов судов. Такая практика во многом способствовала распространению передового опыта.
Участие администраторов в координировании рабочих процессов, разработке задач суда, внесении изменений в распределение нагрузки, управлении кадрами, распределении и использовании средств федерального бюджета оказывает позитивное влияние на судебную деятельность.
Большое внимание в отчетном периоде уделялось вопросам взаимодействия администраторов со службой судебных приставов. Администраторы и работники аппаратов всех районных (городских) судов неоднократно принимали участие в совместных занятиях-учениях с судебными приставами, проведено комиссионное обследование технического состояния зданий (помещений) судов на предмет технической укрепленности и оснащенности средствами безопасности с целью принятия дополнительных мер по данному направлению деятельности.
Анализ отчетов о работе администраторов районных (городских) судов за 2007 год, результаты работы специалистов Управления в судах, позволяют сделать вывод о том, что в целом в Хабаровском крае судебная администрация эффективно решает поставленные перед ней задачи. Тем не менее, еще нередки случаи, когда администраторы, прикрываясь проблемами своего двойственного статуса, фактически самоустраняются от решения вопросов, кажущихся им сложными или «нерешаемыми». Достаточно часто приходится слышать фразу: «А что я могу сделать?».
Одним из приоритетных направлений в деятельности Управления были и остаются вопросы дальнейшего развития информатизации.
Как уже отмечалось, в отчетном периоде для нужд районных (городских) и гарнизонных военных судов было приобретено 68 рабочих станций и 6 серверов. При этом в рамках государственного контракта на выполнение работ по созданию ГАС «Правосудие» было осуществлена централизованная поставка 3 серверов и 8 рабочих станций. По состоянию на конец минувшего года обеспеченность судов рабочими станциями составила 72 % от норм положенности. На текущий год запланирован объем закупок, практически вдвое превышающий соответствующие показатели отчетного периода. Вопросы послегарантийного обслуживания средств вычислительной техники решаются силами сторонних организаций на договорной основе. Внедрение отдельных подсистем ГАС «Правосудие» осуществлено на 19 объектах. В 22 из 24 районных (городских) судов имеется доступ к сети Интернет. Осуществляется поэтапный переход к скоростным каналам доступа, ведется подготовка к построению закрытой ведомственной сети передачи данных.
Вопросы информатизации в судах решаются силами штатных специалистов, однако они имеются не во всех судах. Проблема заключается в дефиците квалифицированных кадров на местах.
В заключение буквально несколько слов о развитии взаимодействия со средствами массовой информации. В отчетном периоде при участии пресс-службы Управления подготовлено 64 публикаций в местных и центральных изданиях, выпущено в эфир несколько сюжетов в новостных информационных блоках. Случаев появления в средствах массовой информации необоснованных негативных материалов не отмечено.
Ежемесячно издавался журнал «ПРАВОсудие», в котором на постоянной основе публиковались материалы о деятельности органов судейского сообщества, начата подготовка к выпуску пилотного номера совместного печатного издания судейского сообщества Хабаровского края.
Во исполнение рекомендаций Судебного департамента проведена работа по реконструкции официального сайта Управления. На конец отчетного периода на сайте зарегистрировано около 30 тыс. уникальных посетителей, объем информационного наполнения составил более 600 документов. В ближайшее время сайт будет пополнен новыми разделами в соответствии с требованиями, предъявляемыми к информации о деятельности судов. Силами пресс-службы Управления обеспечивается сопровождение официальных сайтов Совета и квалификационной коллегии судей Хабаровского края.
В тесном взаимодействии с Советом судей Хабаровского края пресс-службой Управления организован и проведен однодневный семинар для должностных лиц, отвечающих в судах за обеспечение взаимодействия со СМИ.
Продолжен выпуск полиграфической продукции представительского характера: календарей, блокнотов, буклетов и пр.
Завершая свое выступление, хочу выразить уверенность в том, что новая федеральная целевая программа «Развитие судебной системы Российской Федерации на 2007 - 2011 годы» позволит улучшить организационно, финансовое и материально-техническое обеспечение судов и будет успешно способствовать созданию надлежащих условий для осуществления независимого правосудия.
Благодарю за внимание.