С принятием новой Конституции Российской Федерации, в целях правовой и социальной защиты судей, обеспечения гарантией их независимости конференция судей Хабаровского края от 25 февраля 1994 года обсудила вопрос о приведении в соответствие с Основным Законом некоторых положений Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" и
РЕШИЛА:
I. С предложениями Управления по работе с кадрами Минюста РФ о внесении изменений и дополнений в Закон о статусе судей согласиться частично.
1) Пункты 1, 6 предложений одобрить полностью.
2) Пункт 2 одобрить за исключением последнего предложения второго абзаца, который необходимо изложить в следующей редакции: "Право назначать исполняющего обязанности судьи предоставить председателям Верховного и Высшего арбитражного судов по представлениям председателей соответствующих судов".
3) Пункт 3 исключить полностью, поскольку порядок назначения судей предусмотрен ст.ст. 83, 128 Конституции и 3аконом "О статусе судей в Российской Федераций", статьи 6 и 7 которого дополнить указанием о назначении судей других федеральных судов Президентом Российской Федерации по представлению председателей Верховного и Высшего арбитражного судов (соответственно). Следовательно, разработка Закона или Положения о порядке назначения судей, о чем поставлен вопрос Минюстом в п. 3 своих предложений, отпадает.
4) В соответствии с решениями II всероссийского Съезда судей и Положением об органах судейского сообщества Российской Федерации председатели советов судей и квалификационных коллегий исполняют свои обязанности на общественных началах (по крайней мере до реализации идеи о Судебном Департаменте), поэтому отвлечение судьи для штатной работы в указанных должностях или для временной работы, хотя бы и с его согласия, в органах юстиции, противоречит статьям 118-124 Конституции.
Приостановление же полномочий судьи по личной просьбе на какой-то срок не исключает возможности злоупотреблений.
Таким образом, предложения в пункте 4 неприемлемы, поскольку они ущемляют других судей в соответствующих судах материально.
5) Пункт 5 предложении изменить, из части I его исключить слова: «'в связи с переходом на другую работу».
При возможном упразднении суда и отказа судьи на переход в другой суд Закону о статусе не будут противоречить нормы Трудового законодательства.
6) В статье 20 3акона"О статусе" связь страхового случая со служебной деятельностью и исполнением служебных обязанностей судьи несовместима с понятием СТАТУСА судьи, поэтому в указанной норме Закона следует установить, что страховые суммы выплачиваются в случае гибели судьи, причинения вреда его здоровью к имуществу. С данными изменениями пункт 7 предложении является приемлемым, что будет соответствовать ст. 122 Конституции.
II. Предложить в Закон «О статусе судей в Российской Федерации» внести следующие изменения и дополнения:
1) Статус судьи не может быть обусловлен только временем исполнения судьей должностных обязанностей в связи с чем слова: "в своей деятельности по осуществлению правосудия" в ст. 1 п. 4 Закона противоречат статье 120 Конституции и их необходимо исключить.
2) Гарантии независимости судьи, предусмотренные п. 4 статьи 9 Закона распространить и на судей, находящихся в отставке, что будет соответствовать п. 1 статьи 15.
3) интересах судебной системы, для сохранения кадрового состава судей и их социальной и материальной заинтересованности в п.п. 2,5 статьи 15 предусмотреть возраст и стаж работы в качестве судьи, и предоставить право на отставку судье при достижении возраста 60 лет мужчинам и 55 лет женщинам при судейском стаже не менее 10 лет, а при стаже 20 лет - независимо от возраста.
4) В п. 3 статьи 15 предусмотреть выплату пособия судье при наличии у него 20-летнего судейского стажа по его желанию и в том случае, если он продолжает работать и не уходит в отставку. Такое изменение Закона не влечет каких-либо дополнительных государственных расходов.
5) Порядок образования квалификационных коллегий установить применительно к порядку назначения судей, о чем необходимо предусмотреть в стать 18 Закона.
6) С целью обеспечения единства статуса судей всех уровней; о чем предусмотрено в Конституции и п. 1 статьи 2 Закона, в ст. 19 необходимо предусмотреть, что в стаж работы, имеющий значение для материального обеспечения судьи, включать только работу в качестве судьи, следовательно, из п.2 статьи 2 слова: "от занимаемой должности" исключить, поскольку от должности судьи зависит устанавливаемый ему должностной оклад.
7) В обеспечение принципа социальной справедливости между судьями и их равных возможностей по реализации права на жилье в п. 3 статьи 19 предусмотреть, что судья считается нуждающимся в жилплощади, если не имеет дополнительного жилья в размере 20 кв.метров или отдельной комнаты независимо от обеспеченности по нормам, соответствующим для данной местности.
Исходя из тех же принципов п. 5 статьи 19 изложить в следующей редакции: «Судья и члены его семьи, находящиеся на иждивении, имеют право на медицинское обслуживание и санаторно-курортное лечение, которое оплачивается за счет федерального бюджета. Такое право сохраняется за судьей и после ухода его в отставку. Медицинское обслуживание судьи и членов его семьи производится в лечебном учреждении по месту жительства независимо от ведомственной принадлежности поликлиники или больницы».
8) Предусмотреть в Законе ношение на форменной одежде при исполнении должностных обязанностей знаков различия судьями по классам и другими работниками судов по классным чинам.
Председатель конференции
Малахута В.И.
Секретарь
Безюкевич В.Ф.