Поиск Войти
Выбор региона
Хабаровский край

Обзоры

О практике Совета судей РФ и Высшей квалификационной коллегии судей РФ по толкованию норм Кодекса судейской этики.

19.12.2018

О практике Совета судей РФ и Высшей квалификационной коллегии судей РФ
по толкованию норм Кодекса судейской этики.

В настоящее время в Российской Федерации ведется работа по реализации положений Кодекса судейской этики, целью которой является укрепление судебной власти, формирование независимого, нравственно безупречного судейского корпуса.
Судьям и кандидатам в судьи необходимо знакомиться с нормами Кодекса, органам судейского сообщества в регионах накапливать и анализировать информацию о нарушении судьями Кодекса, обобщать дисциплинарную практику по таким нарушениям, обеспечивая тем самым превенцию этических проступков.
Вместе с тем необходимо отметить, что период семилетнего действия Кодекса судейской этики, изучение практики его применения показали, что рамочный характер норм Кодекса, множество оценочных категорий, допускающих большое усмотрение правоприменителя, вызывают необходимость четких и взвешенных рекомендаций в их толковании.
Согласно Положению о комиссии Совета судей Российской Федерации по этике, утвержденному постановлением Совета судей Российской Федерации от 29.04.2005, в круг полномочий данной комиссии входят вопросы практического применения Кодекса судейской этики, рассмотрение соответствующих вопросов и обращений, подготовка заключений, связанных с применением Кодекса судейской этики, по поручению Совета судей Российской Федерации.
Исходя из того, что в 2018 году комиссией Совета судей Хабаровского края по работе с кадрами и судейской этике было рассмотрено 2 запроса от судей о возможности заниматься той или иной деятельностью, остановлюсь на свежей и наиболее значимой практике Совета судей РФ по толкованию норм Кодекса судейской этики относительно данной проблемы.
Комиссия Совета судей Российской Федерации по этике рассмотрела запрос судьи в отставке, полномочия которого прекращены по истечению очередного срока полномочий мирового судьи, о праве обратиться в правоохранительные органы па предмет проверки фактов коррупционного поведения других судей, распространения клеветнических сведений в отношении заявителя, а также в суд иском о защите чести, достоинства и деловой репутации.
Кодекс судейской этики закрепляет, что судьи Российской Федерации обладают всеми правами, предусмотренными Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, общепризнанными принципами и нормами международного права, с учетом ограничений, установленных для них законодательством Российской Федерации; что положения Кодекса судейской этики, устанавливающие повышенные нравственно-этические требования к судье, обусловленные его статусом, не должны толковаться как ограничивающие гарантируемые Конституцией Российской Федерации его общегражданские права и свободы (пункты 3, 4 статьи 1).
Как любой гражданин Российской Федерации судья, в том числе, пребывающий в отставке, вправе обращаться в правоохранительные органы по вопросам, отнесенным к их компетенции, реализовать свое право на обращение в суд с иском о защите чести, достоинства, деловой репутации.
Однако такие действия судья как лицо, наделенное особым публичным статусом, обязан соотносить с основополагающими принципами Кодекса судейской этики, проявляя должную заботу о сохранении как своих личных чести и достоинства, так и достоинства, и авторитета судебной власти. Это же положение закреплено в пункте 2 статьи 3 Закона о статусе судей, устанавливающем требование к судье при исполнении своих полномочий, а также во внеслужебных отношениях должен избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти, достоинство судьи.
Установленные статьей 6 Кодекса судейской этики требования к судье, направленные на обеспечение его статуса (в частности, требование добросовестно пользоваться своими гражданскими правами и исполнять гражданские обязанности), предполагают, что судья, обращающийся в правоохранительные органы с заявлением о проверке ставших ему известными сведений о совершении коррупционных правонарушений теми или иными должностными лицами, приводит конкретные, поддающиеся объективной проверке факты.
В противном случае выдвигаемые обвинения могут быть расценены как действие, вызванное личным недовольством, выходящее за рамки высоких моральных стандартов, предъявляемых к судье Кодексом судейской этики (заключение комиссии Совета судей РФ по этике от 25.01.2018 № 10-КЭ).
Комиссия рассмотрела запрос о допустимости получения ежемесячной компенсационной выплаты судьей в отставке, осуществляющим уход за инвалидом 1 группы, а также за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе и отметила следующее.
Кодекс судейской этики допускает возможность судьи заниматься различными видами внесудебной деятельности, включая научную, образовательную, творческую, общественную, благотворительную и иные виды деятельности, в том числе на платной основе, лишь тогда, когда это не противоречит законодательству о статусе судей в Российской Федерации и не причиняет ущерб интересам правосудия (пункт 2 статьи 14, статья 20).
Как исключения из общего запрета для судей заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности, пункт 4 статьи 3 Закона Российской Федерации от 26.06.1992 № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» устанавливает виды и условия иной оплачиваемой деятельности, которую может осуществлять судья, пребывающий в отставке.
Указанная норма не допускает расширительного толкования видов органов, учреждений, объединений, работа в которых совместима с публично-правовым статусом судьи.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.06.2007 № 343 утверждены Правила осуществления ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвалидом 1 группы (за исключением инвалидов с детства 1 группы), а также за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет (далее - Правила).
В силу пункта 4 Правил компенсационная выплата назначается лицу, осуществляющему уход, независимо от родственных отношений и совместного проживания с нетрудоспособным гражданином.
Правилами установлен такой порядок, при котором выплаты назначаются лицу, осуществляющему уход (в отношении каждого нетрудоспособного гражданина на период осуществления ухода за ним), но выплата производится к назначенной нетрудоспособному гражданину пенсии (к пенсии лица, за которым осуществляется уход).
Это объясняется, с одной стороны, тем, что установление таких выплат направлено на усиление социальной защищенности нетрудоспособных граждан, а с другой стороны, эти выплаты носят компенсационный характер и призваны частично восполнить потери для граждан, способных к труду, но не работающих ввиду осуществления ухода за нетрудоспособными лицами и не имеющих вследствие этого какого-либо дохода в виде заработка, пенсии, пособия по безработице и т.п.
Согласно подпунктам "в", "г", "д" пункта 9 Правил назначение лицу, осуществляющему уход, пенсии независимо от ее вида и размера, пособия по безработице либо выполнение этим лицом другой оплачиваемой работы прекращает осуществление компенсационной выплаты.
Пунктом 5 статьи 15 Закона Российской Федерации от 26.06.1992 № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» предусмотрена особенность государственного пенсионного обеспечения судей, пребывающих в отставке, заключающаяся в предоставленном им праве выбора получения пенсии на общих основаниях или не облагаемого налогом ежемесячного пожизненного содержания.
По своей правовой природе ежемесячное пожизненное содержание судей, пребывающих в отставке, относится к социальным выплатам из бюджета, что подтверждает, в частности. Постановление Правительства Российской Федерации от 20.08.2003 № 512 «О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи».
Поэтому, хотя ежемесячное пожизненное содержание судей, вышедших в отставку, не указано в Правилах в качестве выплат, исключающих осуществление компенсационной выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными лицами, пребывающий в отставке судья, получающий ежемесячное пожизненное содержание, не имеет права на получение ежемесячной компенсационной выплаты, даже если он не достиг общего пенсионного возраста, не работает и фактически осуществляет уход за нетрудоспособным лицом.
Что же касается пребывающего в отставке судьи, которому не назначено ежемесячное пожизненное содержание, то в том случае, когда он не работает, является трудоспособным и фактически осуществляет уход за нетрудоспособным лицом, получение таким судьей соответствующей компенсационной суммы не может рассматриваться в качестве нарушения судьей запретов и ограничений, установленных Законом о статусе судей.
Учитывая рекомендательный характер заключений комиссии, судья всегда обязан самостоятельно определять соответствие своей деятельности публично правовому статусу судьи и требованиям Кодекса судейской этики (заключение от 25.01.2018 №5-КЭ).
Комиссия Сонета судей Российской Федерации по этике рассмотрела запрос о возможности быть представителем в судах судьи, пребывающего в отставке и трудоустроившегося в органы государственной власти, органы местного самоуправления, государственное или муниципальное учреждение, в профсоюзные или иные общественные объединения, а также в качестве помощника депутата Государственной Думы или члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации либо помощника депутата законодательного (представительного) органах субъекта Российской Федерации; о сохранении судье, пребывающему в отставке, назначенного ежемесячного пожизненного содержания.
Подпунктом 6 пункта 3 статьи 3 Закона РФ от 26.06.1992 № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» установлено, что судья не вправе быть поверенным или представителем (кроме случаев законного представительства) по делам физических или юридических лиц.
Пунктом 4 статьи 3 Закона о статусе судей, устанавливающим виды оплачиваемой деятельности, которой судья, пребывающий в отставке, вправе заниматься, отсутствуют указания на то, что в период осуществления разрешенной деятельности на судью в отставке не распространяются требования, установленные подпунктом 6 пункта 3 данной статьи.
Из этого следует, что при замещении судьей, пребывающим в отставке, должностей, указанных в подпункте 1 пункта 3 статьи 3 Закона о статусе судей, а также при осуществлении иной деятельности, разрешенной в силу абзаца первого пункта 4 той же статьи, судья, пребывающий в отставке, не должен выполнять функции представителя органа, учреждения или организации, в которых он замещает ту или иную должность.
В противном случае судьей в отставке будут не соблюдены требования подпункта 6 пункта 3 статьи 3 Закона о статусе судей и пункта 2 статьи 16 Кодекса судейской этики.
Такое положение вытекает из того, что в установленном законодателем конкретном объеме запретов и ограничений, связанных со статусом судьи, запрет для судьи, в том числе пребывающего в отставке, быть поверенным или представителем является самостоятельным (не связанным с возможностью осуществлять определенные виды оплачиваемой деятельности) запретом.
Такой запрет направлен, в частности, на обеспечение общественного доверия к судебной системе как обязательного условия надлежащего осуществления правосудия. Он имеет целью исключить такие ситуации, когда в судебном процессе представителем одной из сторон выступает судья в отставке, что может порождать у других участников процесса объективные сомнения в беспристрастности и непредвзятости суда, рассматривающего соответствующее дело.
Следует также иметь в виду, что заключения комиссии по этике носят рекомендательный характер, и каждый судья, рассматривая возможность работы в том или ином учреждении, в той или иной должности, при осуществлении конкретных функций, обусловленных содержанием трудового договора, обязан самостоятельно определять, не противоречит ли такая деятельность федеральному законодательству (статье 3 Закона о статусе судей) и Кодексу судейской этики (заключение комиссии Совета судей РФ по этике от 25.01.2018 № 3-КЭ).
Комиссия Совета судей Российской Федерации по этике рассмотрела запрос о праве действующих судей и судей в отставке входить в состав совета многоквартирного дома, в том числе являться председателем такого совета.
Совет многоквартирного дома, не являясь юридическим лицом или общественным объединением, представляет собою законодательно установленный вид самоорганизации собственников помещений в конкретном многоквартирном доме.
Как следует из содержания статьи 161.1 ЖК РФ, определяющей условия и порядок создания совета многоквартирного дома, его компетенцию, такой совет выступает в роли уполномоченного представителя интересов собственников помещений в многоквартирном доме и призван обеспечить выполнение решений общего собрания собственников.
В свою очередь председатель совета действует как специально уполномоченный общим собранием многоквартирного дома член данного совета, осуществляющий руководство текущей деятельностью совета и подотчетный только общему собранию собственников помещений в многоквартирном доме.
Принципиально важным является то, что председатель совета всегда в отношениях с третьими лицами выступает от имени и в интересах собственников помещений, представляет их позицию.
Применительно к рассматриваемому вопросу имеют значение требования, установленные пунктами 2 и 3 статьи 19 Кодекса судейской этики:
- судье следует воздерживаться от деятельности, предполагающей частые сделки, длительные деловые отношения с лицами, которые являются сторонами или представителями по делам, находящимся в производстве суда, где данный судья состоит в должности (пункт 2);
- судья может являться исполнителем завещания или иным доверенным лицом только в отношении имущества или личности члена семьи судьи. При осуществлении полномочий доверенного лица судья должен действовать в рамках тех же ограничений, которые распространяются на его деятельность в таком качестве от своего имени (пункт 3).
Поэтому деятельность действующего судьи, так же как судьи в отставке, в качестве председателя совета многоквартирного дома в любом случае (даже если он не представляет интересы собственников в суде и не получает вознаграждения на основании соответствующего решения собственников) ведет к нарушению ограничений, установленных подпунктом 6 пункта 3 статьи 3 Закона о статусе судей и пункта 3 статьи 19 Кодекса судейской этики.
Согласно подпункту 6 пункта 3 статьи 3 Закона РФ от 26.06.1992 № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» судья не вправе быть поверенным или представителем (кроме случаев законного представительства) по делам физических или юридических лиц.
В отличие от положений пункта 1 статьи 16 Кодекса судейской этики, установленный Законом о статусе судей запрет быть поверенным или представителем носит общий характер, распространяется также на судей в отставке и не ограничивается представительством в судебных органах.
Кроме недопустимости представительства интересов других лиц в отношениях с третьими лицами, управляющей организацией, ресурсоснабжающими организациями и т.д., судья не может консультировать других лиц (кроме членов своей семьи) по вопросам, которые могут стать в будущем предметом судебного разбирательства (статьи 16, пункт 3 статьи 17 Кодекса судейской этики). При этом нельзя не учитывать объективно существующую повышенную конфликтность вопросов управления многоквартирными домами.
Не исключается, что одним из мотивов избрания собственниками многоквартирного дома в совет многоквартирного дома собственника, обладающего статусом судьи (судьи в отставке), может оказаться их желание использовать должностной авторитет судьи в отношениях с управляющей организацией, ресурсоснабжающими организациями, органами местного самоуправления и т.д.
Активно работающий в составе совета многоквартирного дома судья даже неумышленно, но может стать участником конфликтной ситуации, в которой возникнет повод для обвинений его в использовании своего статуса или даже злоупотреблении им.
Поэтому участие судьи (судьи в отставке) в работе совета многоквартирного дома в качестве члена такого совета всегда требует от судьи предельной осмотрительности с точки зрения соответствия каждого своего действия требованиям Кодекса судейской этики. 

Председатель комиссии
по работе с кадрами и вопросам судейской этики
Д.Л. Мишин

новости по теме
Все права защищены © 2019 Совет судей Хабаровского края

Вход

Забыли пароль?